Воскресенье, 05.05.2024, 13:52


Главная
Регистрация
Вход
THE LORD OF THE RINGS Приветствую Вас Гость | RSS  
Меню сайта

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 40


Валар

Валар - раса существ, населяющих Средиземье, а, точнее, Арду. Валар живут в Амане, в крае Валинор, который после падения Нуменора скрылся от взоров Смертных. Главная функция Валар - править, но не управлять, и поэтому они, хотя и никогда не теряли интереса к судьбе Детей Илуватара, вмешивались в их судьбу только раз. До Исхода Нолдор большинство эльфов (те, которые вняли Зову Валар) жили вместе с ними в Валиноре и учились у них мастерству, мудрости и любви к миру. Однако Моргот, освобожденный из Мандоса, посеял зерна зла и недоверия в сердцах величайших из Нолдор - короля Финвэ и его детей. Моргот хотел не только посеять вражду между Эльдар и Валар; предметом его сокровеннейших мечтаний были Сильмариллы, Камни, в которых был заключен свет Двух Древ. Именно смерть Финвэ и кража Сильмариллов толкнули и без того недовольных Нолдор на бунт. Все они дали Клятву, что будут беспощадно преследовать тех, кто положит глаз на Сильмарил, а Валар обвинили чуть ли не в пособничестве Морготу. Феанор решил, что Валар выгнали их из заветных земель Эндорэ (Средиземья), чтобы они достались Людям. Бросив вызов Валар, Нолдор сожгли за собой все мосты, и долгое время Валар лишь следили за событиями на другом берегу, не вмешиваясь в них. Однако к концу Первой Эпохи стало понятно, что Детям Илуватара не справиться с могуществом Ангбанда. Белерианд был опустошен, великие города Нарготронд, Менегрот и Гондолин лежали в руинах. Пришло время Войны Гнева - и Светлое Воинство смело со своего пути орды Ангбанда, подарив пусть и временную, но свободу Народам Средиземья.


Гномы


Один из Свободных Народов Средиземья. Гномы, вопреки всем ожиданиям, не считаются Детьми Илуватара, поскольку создал их Ауле, один из Аратар Валинора. Ауле никак не мог дождаться прихода эльфов, Перворожденных, и ему нетерпелось дать жизнь собственным созданиям.

В то время древние земли Белерианда находились под всецелой властью Моргота и его прислужников, потому Ауле-создатель придавал больше значения выносливости и сил, чем красоте. Внешне гномы выглядели примерно так: ростом не более полутора метров, но кряжистые и широкоплечие; крупные черты лица и борода до пояса. Одеваться гномы могли по-разному, но бессменными спутниками любого из них были кольчуга, шлем и боевой топор.

Илуватар, конечно, был недоволен самодеятельностью своего подданного. И Ауле, разрыдавшись, поднял молот над своими созданиями, чтобы исправить провинность. И тут Илуватар сжалился над ним, ибо ему одному было известно, что такое муки творения, и какую часть своей души Ауле вложил в создание гномов. Ауле был прощен, но Илуватар не мог допустить изменений в первоначальном Замысле. И Семеро Праотцев были усыплены – до тех пор, пока не пробудились Перворожденные.

Так гномы появились сразу в семи местах, и эти первые жилища, которые обычно обустраивались в горах, и стали первоосновами Семи Твердынь гномов. Дарин, например, пробудился в Кхазад-Думе, и именно о роде Дарина будут повествовать все хроники Третьей Эпохи. Говорят еще, что могущество Семи Твердынь гномов было основано на Семи Кольцах, врученных гномам когда-то обманщиком Сауроном. Правда, в этом случае непонятно, где именно находились эти крепости в Первую Эпоху, когда о создании Колец никто еще не помышлял.

Тем не менее, в Первую Эпоху гномы точно жили в двух местах – Ногроде и Белегосте. Гномы Белегоста были дружны с людьми и даже нередко общались с эльфами. Дело в том, что гномы, равно как и их создатель Ауле, которого они называли Махалом, были искусными кузнецами. В отличии от орков, гномы занимались не только ковкой оружия, хотя и это получалось у них вовсе не плохо. Многие были искусными каменщиками и строителями, а некоторые гномы и вовсе увлекались ювелирным искусством. Украшения и драгоценности, выходившие из рук гномов, отличались красотой и изяществом, доспехи – прочностью, а оружие – долговечностью. Едва ли не больше всего на свете кхазад любили золото и драгоценные камни; сокровища они накапливали годами и в случае чего готовы были отдать за них жизнь.

Более всего это относилось к гномам Ногрода, которым дориатский король Элу Тингол в свое время поручил вправить в ожерелье Сильмарил, добытый Береном из короны Моргота. Заказ гномы выполнили и отдали ожерелье Наугламир Тинголу, но быстро пожалели о своем решении. Они потребовали у Тингола вернуть им Камень, он, конечно, не согласился, и гномы пошли войной на Дориат. Они прорвались через Завесу Мелиан, разорили Менегрот и убили короля Тингола; однако Сильмарил был у Диора, сына Берена, и гномам он не достался.

Вот это и есть корни легендарной вражды между гномами и эльфами. Надо сказать, что с самого начала эти народы не были особо дружны. Видимо, сказывалась разница в мировоззрениях: эльфам милее всего были луга и леса, звезды Варды и звонкие струны арфы. Гномы их за это и вовсе считали бездельниками и пустозвонами, поскольку им милее всего было полыхание огня в горне и блеск золота на украшениях, что ковались в их горных кузницах. Но ведь и среди эльфов было немало мастеров и ювелиров, а с Гваит-и-Мирдайн гномы вообще прекрасно ладили.
Увы, единственный пример дружбы между гномам и эльфами – Леголас и Гимли.

Люди

Один из Свободных Народов Средиземья, Младшие Дети Илуватара. Младшими они зовутся потому, что пробудились позднее эльфов, с первыми лучами солнца. Уже на заре своего существования люди разделились – большинство, из страха или невежества, ибо не знало других валаров, примкнуло к Мелькору, и лишь аданы сдружились с эльфами. Отсюда ошибочные представления учеников Моргота о том, что именно Мелькор создал людей. Со временем люди заселили значительную часть территории Средиземья, от Эриадора до Кханда и Харада, и разделились на множество племен – дунаданы, вастаки, харадримы, ристанийцы, северяне, варьяги и так далее. В Гондоре было принято делить людей на три группы: Люди Запада – дунаданы; Люди Сумерек – ристанийцы, Беорнинги; Люди Тьмы – вастаки, дунландцы и вообще те, кто ведет свой род не от аданов.

Эльфам люди уступают не только в праве первородства. Они более подвержены старению и болезням, не слышат валаров, не столько сведущи и мудры, и будущее для них закрыто. Однако люди обладают Даром Илуватара, и считается, что в Конце Времен они присоединятся к Единому в его чертогах. Дар Илуватара людям – это смертная жизнь, свобода от кругов этого мира. Эльфы бессмертны, то есть они живы, пока жива Арда, и в некоторых случаях могут возвращаться к жизни после смерти. Людям эта возможность недоступна; однако таков был изначальный замысел Илуватара, а не Моргота, как многие думали в Первую Эпоху.

С падением Саурона и уходом эльфов люди стали полноправными владыками Средиземья, и поэтому Четвертая Эпоха называется также эпохой Владычества Людей.


Орки


Орки – пожалуй, самые известные из существ Тьмы, порожденных Мелькором в темницах Северной Твердыни. В незапамятные времена, когда эльфы Белерианда услышали Зов Валар из Валинора, большинство эльфов вняли призыву и направились в Аман. Некоторые из них, правда, предпочли остаться в Средиземьи, и их стали называть Авари, Отказавшиеся. Нелегко жилось эльфам-авари. Прислужники Моргота выслеживали их по одному или маленькими группами – и увозили в Утумно. Там Мелькор чарами и жестокостью навсегда изменил, искалечил их души и тела – так появились первые Орки. В начале Первой Эпохи они были еще немногочисленны, и лишь изредка отваживались на открытые нападения на человеческие или эльфийские поселения.

Удивительно, что Орки могли невероятно быстро восстанавливать численность – ведь они принимали участие во всех Битвах за Белерианд, и частенько терпели такие сокрушительные поражения, что спастись могли лишь единицы. Тем не менее, уже через несколько десятков лет в распоряжении Моргота была огромная боеспособная орочья армия. Например, после Великой Битвы спасшиеся орки бежали в Мордор и стали ядром армии Саурона.

В Первую Эпоху орки жили в Лотланне, Дортонионе и, конечно же, в Ангбанде, Тол-ин-Гаурхоте и других оплотах Тьмы. Единственным орком, имя которого сохранила история тех времен, был Болдог из «Лэйтиан», начальник отрядов Волчьих Всадников.

В Третью Эпоху орки жили не только в Мордоре, но и в Лихолесье, Эриадоре, Железных и Мглистых Горах, Рованионе и Изенгарде. Делились они в основном на три племени: мелкие орки Мглистых Гор, орки Мордора и Урук-хай. Орки говорили на Черном Наречии, но настолько измененном, что орки из отдаленных мест могли бы не понять Мордорских орков, так что для ясности приходилось пользоваться Всеобщим Языком. Известные орки Третьей Эпохи – Болг и Азог, орочьи начальники с Мглистых Гор; Шаграт и Горбаг, стражи башни Кирит-Унгол; Грышнак, начальник отряда мордорских уруков, и Углук, служивший под началом Сарумана.

Мелькор создал орков в насмешку над Детьми Илуватара, поэтому он постарался, чтобы они вызывали ужас и отвращение у эльфов: орки были коротконогими и приземистыми, но при этом крепкими и широкоплечими; они были узкоглазые и темнолицые. Растрепанные орочьи волосы могли быть только черными. Урук-хай, правда, выглядели несколько иначе. Большинство орков были хитрыми и жестокими; они презирали ручной труд и тех, кто держал в руках любое орудие кроме того, что приносит смерть.

В Четвертую Эпоху государь Элессар даровал освобожденным рабам Мордора земли вокруг озера Нурнен. Орков стало меньше, и они перестали быть угрозой.

Несмотря на обилие сведений об орках, некоторые вопросы Толкиен оставил открытыми. Например, во «Властелине Колец» четко сказано, что орки множатся так же, как Дети Илуватара. Почему же тогда мы нигде не находим упоминания об орочьих женщинах? Были ли орки бессмертными? Есть факты, которые это подтверждают, кроме того, таким положением дел можно было бы объяснить их способность быстро восстанавливать численность. Что происходит с орками после смерти? Уходят ли их феар в Мандос? И если эльфы были превращены в орков, то может ли иметь место обратное превращение? И почему, если это произошло описанным путем, от союза двух орков эльф никогда не родится? Хм, интересно… Наверное, ответы мы будем искать еще долго.
Но известно, что глубоко в темной душе каждого орка живет ненависть к Властелину, который не создал их, а создал лишь их жестокость…

Тролли


(синд. торог) – существа, выведенные Морготом в пещерах Ангбанда еще в Первую Эпоху. Хотя они и принимали участие во многих, если не во всех, битвах за Белерианд и Средиземье, но, в отличии от орков, расселившихся по северу Белерианда, тролли стен Северной Твердыни не покидали. Неизвестно, как тролли и подобные им существа пережили катаклизмы, разразившиеся во время падения Моргота. Скорее всего, некоторым из них удалось спастись бегством, и они укрывались в глубоких пещерах и подземельях, пока их вновь не призвал на службу Саурон.

Урук-хай

Или просто уруки – особая раса орков, выведенная Сауроном в Мордоре во Вторую Эпоху. Впервые сведения об урукхай встречаются в описании штурма Осгилиата – и с тех пор уруки принимали участие во всех больших сражениях Второй и Третьей Эпох, причем в последние годы – не только на стороне Мордора, но и в армии мага Сарумана Белого.
Хоббиты
Пролог к "Властелину Колец".

Хоббиты – неприметный, но очень древний народец; раньше их было куда больше, чем нынче: они любят тишину и покой, тучную пашню и цветущие луга, а сейчас в мире стало что-то очень шумно и довольно тесно. Умелые и сноровистые, хоббиты, однако, терпеть не могли – да не могут и поныне – устройств сложнее кузнечных мехов, водяной мельницы и прялки. Издревле сторонились они людей – на их языке Громадин, - а теперь даже и на глаза им не показываются. Слух у них завидный, глаз острый; они, правда, толстоваты и не любят спешки, но в случае чего проворства и ловкости им не занимать. Хоббиты привыкли исчезать мгновенно и бесшумно при виде незванной Громадины, да так наловчились, что людям это стало казаться волшебством. А хоббиты ни о каком волшебстве и понятия не имели: отроду мастера прятаться, они чуть что – скрывались из глаз, на удивление своим большим и неуклюжим соседям.

Они ведь маленькие, в полчеловека ростом, меньше даже гномов – пониже и не такие крепкие да кряжистые. Сейчас-то и трехфутовый хоббит – редкость, а раньше, говорят, все они были не очень уж малорослые. Согласно Алой Книге, Брандобрас Крол (Быкобор), сын Изенгрима Второго, был ростом четыре фута пять дюймов и сиживал верхом на лошади. Во всей хоббитской истории с ним могут сравниться лишь два достопамятных мужа древности; об их-то похождениях и повествуется в нашей хронике.

Во дни мира и благоденствия хоббиты жили как жилось - а жилось весело. Одевались пестро, все больше в желтое и зеленое, башмаков не носили: твердые их ступни обрастали густой курчавой шерсткой, обычно темно-русой, как волосы на голове. Так что сапожное ремесло было у них не в почете, зато процветали другие ремесла, а длинные искусные пальцы хоббитов мастерили очень полезные, а главное – превосходные вещи. Лица их красотою не отличались, скорее добродушием – щекастые, ясныоглазые, румяные, рот чуть не до ушей, всегда готовый смеяться, есть и пить. Смеялись до упаду, пили и ели всласть, шутки были незатейливые, еда по шесть раз на день (было бы что есть). Радушные хоббиты очень любили принимать гостей и получать подарки – и сами в долгу не оставались.

Очевидно, хоббиты – наши прямые сородичи, не в пример ближе эльфов, да и гномов. Исстари говорили они на человеческом наречии, по-своему перекроенном, и во многом походили на людей. Но что у нас с ними за родство – теперь уж не выяснить. Хоббиты – порождение незапамятных дней Предначальной Эпохи. Одни эльфы хранят еще письменные преданья тех канувших в прошлое древних времен, да и то лишь о себе – про людей там мало, а про хоббитов и вовсе не упоминается. Так, никем не замеченные, хоббиты жили себе и жили в Средиземье долгие века. В мире ведь полным-полно всякой чудной твари, и кому было какое дело до этих малюток? Но при жизни Бильбо и наследника его Фродо они вдруг, сами того ничуть не желая, стали всем важны и всем известны, и о них заговорили на Советах Мудрецов и Властителей.

Третья эпоха Средиземья давно минула, и мир сейчас уж совсем не тот, но хоббиты живут там же, где жили тогда: на северо-западе Старого Света, к востоку от Моря. А откуда они взялись и где жили изначально – этого никто не знал уже и во времена Бильбо. Ученость была у них не в почете (разве что родословие), но в старинных семействах по-прежнему водился обычай не только читать свои хоббитские книги, но и разузнавать о прежних временах и дальних странах у эльфов, гномов и людей. Собственные их летописи начинались с заселения Хоббитании, и даже самые старые хоббитские были восходят к Дням Странствий, не ранее того. Однако же и по этим преданиям, и по некоторым словечкам и обычаям понятно, что хоббиты, подобно многим другим народам, пришли когда-то с востока.

Древнейшие были их хранят смутный отблеск тех дней, когда они обитали в равнинных верховьях Андуина, между закраинами Великой Пущи и Мглистыми горами. Но почему они вдруг пустились в трудное и опасное кочевье по горам и перебрались в Эриадор – теперь уж не понять. Упоминалось там у них, правда, что, мол, и людей кругом развелось многовато и что на Пущу надвинулась какая-то тень и омраченная Пуща даже и называться стала по-новому – Лихолесье.

Еще до кочевья через горы насчитывалось три породы хоббитов: лапитупы, струсы и беляки. Лапитупы были посмуглее и помельче, бород не имели, башмаков не носили; у них были цепкие руки и хваткие ноги, и жили они преимущественно в горах, на горных склонах. Струсы были крепенькие, коренастенькие, большерукие и большеногие; селились они на равнинах и в приречье. А беляки – светлокожие и русоволосые, выше и стройнее прочих; им пр душе была зелень лесов.

Лапитупы в старину водили дружбу с гномами и долго прожили в предгорьях. На запад они стронулись рано и блуждали по Эриадору близ горы Заверть, еще когда их сородичи и не думали покидать свое Глухоманье. Они были самые нормальные, самые правльные хоббиты, и они дольше всех сохранили обычай предков – рыть норы и подземные ходы.

Струсы давным-давно жили по берегам Великой Реки Андуин и там попривыкли к людям. На запад они потянулись за лапитупами, однако же свернули к югу вдоль реки Бесноватой; многие из них расселились от переправы Тарбад до Сирых Равнин; потом они опять немного подались на север.

Беляки – порода северная и самая малочисленная. Они, не в пример прочим хоббитам, сблизились с эльфами: сказки и песни им были милее, нежели ремесла, а охота любезнее земледелия. Они пересекли горы севернее Раздола и спустились по левому берегу реки Буйной. В Эриадоре они вскоре смешались с новооседлыми хоббитами иных пород и, будучи по натуре смелее и предприимчивее прочих, то и дело волею судеб оказывались вожаками и старейшинами струсов и лапитупов. Даже во времена Бильбо беляцкая порода очень еще чувствовалась в главнейших семействах, вроде Кролов и Правителей Забрендии.

Между Мглистыми и Лунными горами хоббитам встретились и эльфы и люди. В ту пору еще жили здесь дунаданцы, царственные потомки тех, кто приплыл по морю с Заокраинного Запада; но их становилось все меньше, и Северное Княжество постепенно обращалось в руины. Пришельцев-хоббитов не обижали, места хватало, и они быстро обжились на новых землях. Ко времени Бильбо от первых хоббитских селений большей частью и следа не осталось, однако важнейшее из них все-таки сохранилось: хоббиты по-прежнему жили в Пригорье и окрестном лесу Четбор, милях в сорока к востоку от Хоббитании.

В те же далекие времена они, должно быть, освоили и письменность – на манер дунаданцев, которые когда-то давным-давно переняли ее у эльфов. Скоро они перезабывали прежние наречия и стали говорить на всеобщем языке, распространившемся повсюду – от Арнора до Гондора и на всем морском побережье, от Золотистого Взморья до Голубых гор. Впрочем, кое-какие свои древние слова хоббиты все же сохранили: названия месяцев, дней недели и, разумеется, очень многие имена собственные.

Тут легенды наконец сменяет история, а несчетные века – отсчет лет. Ибо в тысяча шестьсот первом году Третьей Эпохи братья беляки Марчо и Бланко покинули Пригорье и, получив на то дозволение от великого князя в Форносте, пересекли бурую реку Барандуин во главе целого полчища хоббитов. Они прошли по Большому Камменному мосту, выстроенному в лучшие времена Севеного Княжества, и распространились по заречным землям до Западного взгорья. Требовалось от них всего-навсего, чтобы они чинили Большой мост, содержали в порядке остальные мосты и дороги, препровождали княжеских гонцов и признавали князя своим верховным владыкой.

Отсюда и берет начало Летосчисление Хоббитании (Л.Х.), ибо год перехода через Брендидуим (так изменили хоббиты название реки) стал для Хоббитании Годом Первым, рубежом дальнейшего отсчета. Западные хоббиты сразу же полюбили свой новообретенный край, за его пределами не появлялись и вскоре снова исчезли из истории людей и эльфов. Они хоть и считались княжескими подданными, но делами их вершили свои вожаки, а в чужие дела они носа не совали. Когда Форност ополчился на последнюю битву с ангмарским царем-колдуном, они будто бы послали на помощь князю отряд лучников, но людские хроники этого не подтверждают. В этой войне Северное Княжество сгинуло; с той поры хоббиты стали считать себя полновластными хозяевами дарованной им земли и выбрали из числа вожаков своего Хоббитана, как бы наместника бывшего князя. Добрую тысячу лет войны обходили их стороной, и, пережив поветрие Черной Смерти в 37г. (Л.Х.), они плодились и множились, пока их не постигла Долгая Зима, а за нею страшный голод. Многие тысячи погибли голодной смертью, но уже и Дни Нужды (1158-1160) ко времени нашего рассказа канули в далекое прошлое, хоббиты снова привыкли к изобилию. Край их был богатый и щедрый, и хотя достался им заброшенным, но прежде земля возделывалась на славу, и хозяйский взор князя некогда радовали угодья и нивы, сады и виноградники.

С востока на запад, от Западного взгорья до Брендидуимского моста, земли их простирались на сорок лиг и на пятьдесят – от северных топей до южных болот. Все это стало называться Хоббитанией; в этом уютном закоулке хоббиты наладили жизнь по-своему, не обращая внимания на всякие безобразия за рубежами их земель, и привыкли считать, что покой и довольство – обыденная судьба обитателей Средиземья, а иначе и быть не должно. Они забыли или предали забвению то немногое, что знали о ратных трудах Стражей – давних радетелей мира на северо-западе. Хоббиты состояли под их защитой и перестали думать об этом.

Чего в хоббитах не было, так это воинственности, и между собой они не враждовали никогда. В свое время им, конечно, пришлось, как водится в нашем мире, постоять за себя, но при Бильбо это уже было незапямятное прошлое. Отошла в область преданий и единственная битва в пределах Хоббитании: в Зеленополье в 1147г.(Л.Х.), когда Брандобрас Крол наголову разгромил вторгрувшихся орков. Климат и тот смягчился: былые зимние нашествия волков с севера стали бабушкиными сказками. Так что если в Хоббитании и можно было найти какое-нибудь оружие, то разве что по стенам, над каминами или среди хлама, пылившегося в музее города Землеройска. Музей этот назывался Мусомный Амбар, ибо всякая вещь, которую девать было некуда, а выбросить жалко, называлась у хоббитов мусомом. Такого мусома в жилищах у них накапливалось изрядно, и многие подарки, переходившие из рук в руки, были того же свойства.

Однако сытная и покойная жизнь почему-то вовсе не изнежила этих малюток. Припугнуть, а тем более пришибить хоббита было совсем не просто; может статься, они потому так и любили блага земные, что умели спокойно обходиться без них, переносили беды, лишения, напасти и непогодь куда тверже, чем можно было подумать, глядя на их упитанные животики и круглые физиономии. Непривычные к драке, не признававшие охоты, они вовсе не терялись перед опасностью и не совсем отвыкли от оружия. Зоркий глаз и твердая рука делали их меткими лучниками – да и не только лучниками. Если уж хоббит нагибался за камнем, то всякий зверь знал, что надо удирать без оглядки.

По преданию, когда-то все хоббиты рыли себе норы; они и сейчас считают, что под землей уютнее всего, но со временем им пришлось привыкать и к иным жилищам. По правде сказать, во дни Бильбо по старинке жили только самые богатые и самые бедные хоббиты. Бедняки ютились в грубых землянках, сущих норах, без окон или с одним окошком; а те, кто позажиточнее, из уважения к древнему обычаю строили себе подземные хоромы. Не всякое место годилось для рытья широких и разветвленных ходов (именовавшихся смиалами); и в низинах хоббиты, размножившись, начали строить наземные дома. Даже в холмистых областях и старых поселках, таких как Норгород или Кролы, да и в главном городке Хоббитании, в Землеройске на Светлом нагорье, выросли деревянные, кирпичные и каменные строения. Особенно они были сподручны мельникам, кузнецам, канатчикам, тележникам и вообще мастеровым; ведь, даже еще живучи в норах, хоббиты с давних пор строили сараи и мастерские.

Говорят, будто обычай строить фермы и амбары завели в Болотищах у Брендидуима. Тамошние хоббиты, жители Восточного удела, были крупные и большеногие и в сырую погоду носили гномские башмаки. Но они, известное дело, происходили от струсов: недаром у них почти у всех обрастали волосом подбородки. Ни у лапитупов, ни у беляков никакой бороды не росло. Действительно, на Болотище и на Заячьи Холмы к востоку от Брендидуима хоббиты явились особняком, большей частью с юга: у них остались диковинные имена, и слова они роняли такие, каких в Хоббитании никогда и не слыхивали.

Вполне вероятно, что строить хоббиты научились у дунаданцев, как научились многому другому. Но могли научиться и прямо у эльфов, у первых наставников людей. Ведь даже Вышние эльфы тогда еще не покинули Средиземье и жили в то время на западе, близ Серебристой Гавани, да и не только там, ни совсем неподалеку от Хоббитании. С незапамятного века виднелись на Подбашенных горах за пограничными западными топями три эльфийские башни. Далеко окрест сияли они в лунном свете. Самая высокая была дальше всех: она одиноко высилась на зеленом кургане. Хоббиты из Западного удела говорили, будто с вершины этой башни видно Море; но, насколько известно, на вершине башни ни один хоббит не бывал. Вообще редкие хоббиты видели Море, мало кто из них по Морю плавал и уж совсем никто об этом не рассказывал. Море морем, а даже реченки и лодочки были хоббитам очень подозрительны; и тем более те из них, кто почему-либо умел плавать. Все реже и реже хоббиты заговаривали с эльфами и стали их побаиваться, а заодно и тех, кто с ними якшался. И Море сделалось для них страшным словом, напоминающим о смерти, и они отвратили взгляды от западных холмов.

У кого бы они строить не научились, у эльфов или у людей, но строили хоббиты по-своему. Башен им не требовалось. А требовались длинные, низкие и уютные строения. Самые старинные из них походили на выползшие из земли смиалы, крытые сеном, соломой или торфяными пластами; стены их немного пучились. Правда, так строили в Хоббитании только поначалу, а с тех пор все изменилось и усовершенствовалось, отчасти благодаря гномам, отчасти собственными стараниями. Главной особенностью хоббитских строений остались круглые окна и даже круглые двери.

Дома и норы в Хоббитании расчитывались на большую ногу, и обитали там большие семьи. (Бильбо и Фродо Торбинсы – холостяки – составляли исключение, как и во многом другом, например в своих эльфийских пристрастиях.) Иногда, подобно Кролам из Преогромных Смиалов или Брендизайков из Хоромин-у-Брендидуима, многие поколения родственников жили – не сказать, чтоб мирно – в дедовских норах, то бишь наземных особняках. Кстати, хоббиты – народ чрезвычайно семейственный, и уж родством они считались крайне старательно. Они вырисовывали длинные, ветвистые родословные древа. С хоббитами важнее всего понять, кто кому родня и кто кому какая родня. Однако же в нашей книге было бы совершенно невозможно изобразить родословное древо, даже обозначив на нем только самых главных членов самых главных семейств – тут никакой кники не хватит. Генеалогические древа в конце Алой Книги Западных Пределов – сами по себе книга, и в нее никогда не заглядывал никто, кроме хоббитов. А хоббитам, если они верны себе, только это и требуется: им надо, чтобы в книгах было то, что они и так уже знают, и чтобы изложено это было просто и ясно, без всякой путаницы


Эльфы

Один из Свободных Народов Средиземья, старшие Дети Илуватара, Перворожденные, сотворенные Илуватаром вместе с людьми в третьей теме Музыки Айнуров. Эльфы пробудились на берегах залива Куйвиэнен при свете звезд; первыми их встретили валар Оромэ и Мелькор, похитивший некоторых эльфов и выведший из них орков. Еще в Предначальную Эпоху эльфы разделились на Эльдаров – тех, кто ушел в Великий Поход и достиг Амана – и Авари, отринувших Зов Валаров и оставшихся в Средиземье. В Первую эпоху эльфы были могущественны настолько, что на равных сражались с Мелькором-Морготом и его присными в Белерианде. Но с течением столетий их могущество в Средиземье слабело, они стремились на Запад, и в конце Третьей Эпохи почти все эльфы покинули Средиземье (недаром Четвертая эпоха зовется также эпохой людей).

Эльфы – прекраснейшие среди всех живых существ Арды. Их слух и зрение гораздо острее, чем у людей. Они никогда не спят, а чтобы отдохнуть, грезят наяву. Корме того, они умеют общаться мысленно, без слов (по некоторым источникам, этим умением обладают лишь Вышние Эльфы – Эльдары). Более всего на свете эльфы почитают воды Ульмо и звезды Йаванны (то есть, Варды – прим. Даэйрет), под которыми они пробудились. Они жадно стремятся к знаниям и с годами достигают великой мудрости.

Именно эльфы изобрели оба алфавита – Тенгвар и Кирт. Они же научили говорить энтов и придумали летоисчисление. Еще они – искусные мастера. Эльфы Эрегиона, Гвайт-и-Мирдайн, выковали Кольца Власти, а Феанор, которого иногда называют величайшим из Детей Илуватара, создал Сильмарилы.

К людям эльфы относятся двойственно. В Первую эпоху они радушно приняли аданов и вастаков, однако после предательства вастаков в битве Нирнаэт Арноэдиад эльфы сохранили дружбы только с аданами и их потомками. Истории известны три брака между эльфами и людьми (точнее, между Эльдарами и аданами) – Лютиэн и Берен, Эльвинг и Эарендил (впрочем, Эльвинг была лишь наполовину человеком), Арвен и Арагорн; впрочем, вполне возможно, были и другие браки, не упомянутые в летописях и хрониках.

Что касается гномов, эльфы взирают на них свысока и не склонны заводить с ними дружбу. И не удивительно: эти народы причинили друг другу слишком много горестей (достаточно вспомнить истребление Ноэгит Нибин или разорение Дориата и убийство Тингола), чтобы жить в мире и согласии. Вдобавок эльфы презирают гномов за алчность и упрямство, а те, в свою очередь. Считают всех эльфов (за исключением нолдоров) бездельниками и болтунами.

Старость эльфам неведома, они умирают лишь от смертельной раны или от скорби. После смерит эльф, лишившийся телесной оболочки – хроа, отправляется в Палаты Мандоса; возвратиться оттуда в Средиземье он уже не может. Судьба эльфов неразрывно связана с Ардой: после Конца мира они присоединятся к айнурам и сольют с ними голоса во Второй Музыке.
Сами себя эльфы называют квенди – говорящие.

Энты

Или онодрим (синд. онод – дерево + Рим – много), также известны под названием пастырей деревьев. Эти существа, скорее всего, появились еще в Предначальную Эпоху, и их повелительницей была Вала Йаванна, Дарительница Плодов. Энтам было предначертано быть опекунами всех олвар, в особенности же деревьев.
в Первую Эпоху энты расселились по лесам Белерианда, предпочитая не вмешиваться в дела людей и эльфов, однако известно, что они помогли обнаружить и истребить гномов Ногрода, разоривших Дориат и убивших короля Элу Тингола в погоне за Сильмарилом.

Во Вторую Эпоху энты обитали преимущественно в лесу Фангорн, от названия которого и произошло имя самого известного энта, о котором повествуется в Алой Книге. Примерно в это же время леса покинули энтицы, которые ушли на новые земли (Бурые Равнины к северу от Мордора). Как следует из рассказа Древобрада, когда энты пришли на равнины в поиске своих подруг, они нашли лишь выжженную пустошь и голые холмы. Куда подевались энтицы, неизвестно по сей день.

В Третью Эпоху, когда мрак стал сгущаться над Лихолесьем и к западу от Мглистых Гор, энты окончательно осели в лесу Фангорн, мало интересуясь окружающим миром. Тем не менее, именно энты приютили Мерри и Пиппина после их побега из оркского плена и доставили их к вратам Изенгарда в 3019 году. Проведав о коварных замыслах мага Сарумана, энты вторглись в Кольцо Изенгарда, пробили брешь в плотине Изена, затопили долину, разрушили шахты и погасили подземные топки, тем самым разрушив планы Сарумана.

Говорят энты на квенья, которому их в незапамятные времена обучили эльфы. Все они, как и гворны, похожие на энтов лесные существа, ненавидят орков, троллей и прочих созданий Тьмы.
 
















Форма входа

Календарь новостей
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Поиск

Друзья сайта

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Copyright MyCorp © 2024Создать бесплатный сайт с uCoz